Сталкер
Еще один шедевр Андрея Тарковского. Определенно, надо дорасти до его фильмов, “Солярис” я уже видел раньше, но в свое время его просто не понял. Так же и со “Сталкером”. “Пикник на обочине” Стругацких сама по себе вещь достаточно глубокая, но что, что из него сделал Тарковский… самое подходящее сравнение – это “Сияние” Стивена Кинга, снятое Стенли Кубриком. Чтобы так вольно обходиться с первоисточником, а фильм от этого только выигрывал, надо быть Кубриком или Тарковским. Голивудская версия “Сияния” в сравнении проигрывала, как “Солярис” Содеберга “Солярису” Тарковского. Никогда еще авторам там не везло с режиссерами, как в этих двух случаях…
В результате падения метеорита появилась “Зона” – место, где никто не выжил, где пропадали без вести армия и исследователи, где действовали свои законы природы и все постоянно менялось. А еще в самом центре Зоны существовала таинственная комната, где исполнялись все желания. И появились “сталкеры” – проводники, которые за деньги водили людей в Зону, за волшебством. Дело это было опасное, в Зоне мгновенно гибли все неосторожные и только сталкеры, постоянно рискуя жизнью, пробирались внутрь и возвращались – если повезет.
Как и Солярис, это фильм не о пришельцах, а о людях. О том, какие они разные, с какими целями идут туда, где возможно все, и чего хотят на самом деле. Ситуация “сбывающихся желаний”, ситуация неожиданной ответственности за свои мечты, нежелания этой отвественность, ситуация страха за потерю надежды. Ситуация переоценки всей жизни и того, что считаешь главным, пока не окажешься за шаг от смерти. Пока не придет время задать себе вопросы – “чего же ты хочешь на самом деле”, “хочешь ли ты этого сейчас, когда все возможно? не боишься ли ты того, что вот сейчас оно сбудется? сможешь ли принять и заплатить за это нужную цену?”, или и того хуже – “а если не сбудется, во что ты будешь верить дальше?”. Тема, слегка задетая в “Солярисе”, здесь раскрыта до последнего слова. Ни убавить, ни прибавить… но готовых рецептов здесь нет, по окончании остаешься в глубокой задумчивости. Я для себя так и не решил, смог бы войти в комнату на месте персонажей…
Черно-белые съемки реальности и очень яркие пейзажи Зоны – “Город грехов” с его черной палитрой рядом не стоял. Красивее видеоряда я не видел нигде. Хотя и составлен этот видеоряд и картин, мягко, говоря безрадостных – какие-то свалки мусора, грязные лужи, разбитая техника, подвала, канализация… Музыка Эдуарда Артемьева, как и в “Солярисе”, очень уместна своей электронной нереальностью и очень в настроение – мрачно, печально, но очень красиво при всей безнадежности. Для Тарковского это основной фон, это одна из причин, по которой его фильмы сложно смотреть. Но в этом и вся его сила. Потрясающий фильм, просто великолепный…